Телеканал НТН
Сообщить новость

Новости канала

20 февраля 2015, 21:14 Общество
Майдан - воспоминания
Майдан - воспоминания

Сегодня отмечают ровно год со страшной развязки Революции Достоинства. Это были кровавые три дня. 18 февраля - жестокая расправа власти Януковича над людьми в центре столицы. 19 - сожженный Дом профсоюзов и Майдан, сжатый до нескольких сотен квадратных метров вокруг сцены. Тогда еще было впереди 20 февраля - выстрелы снайперов на Институтской. Несколько самых тяжелых дней в истории страны - и победа народа.

Они встретились на Майдане ровно через год. Он - молодой и заядлый патриот, а она... его спасительница. Участники Революции Достоинства Антон и Татьяна рассказывают, как приходилось отстаивать свою свободу и жизнь. В частности, 18 февраля, когда майдановцы начали мирное наступление на Верховную Раду с требованием принять все решения для выхода из кризиса. Было много женщин с детьми, пожилых людей. Ребят со щитами и палками из самообороны - не более 15 процентов. Они шли, чтобы защитить простых людей, если милиция начнет бить. Так и произошло.

Антон Мусик, активист Евромайдана:

- Якби не екіпіровка, то вбили б просто. Почали запихувати в автозак, і тут я чую жіночий крик, я обертаюсь, дивлюсь - стоїть тьотя Таня, і стоять оті здорові булижніки по два метри ростом, і тут така маленька тітонька, яка їх морально гнобить.

Антону прострелили ногу, сломали ребра и пальцы на руках.

Татьяна Сердюк, активистка Евромайдана:

- Их заталкивают в автозак, а я за руки вытаскиваю их обратно и кричу, что им нужна скорая. В этот момент не думаешь о страхе, а думаешь, как помочь ребятам.

Дорога от Верховной Рады до главной площади страны была окровавлена, потому что тех, кто не успел убежать, правоохранители избивали до потери сознания. Силовики гнали протестующих до Майдана Независимости. Был среди них и Игорь.

Игорь Чернецкий, активист Евромайдана:

- Вони як на нас повалили, то ми бистро тікали, ну не могли зупинитися, я їх стільки ще не бачив, як на той час - було дуже багато.

Против майдановцев с битами, брусчаткой и коктейлями Молотова - силовики из свето-шумовыми гранатами, помповыми ружьями и даже БТРом.

Ночь с 18 на 19 февраля стала действительно кровавой. Рядом с силовиками против активистов воевали и отряды "титушек". Игорь до сих пор приходит в себя после встречи с ними. Тогда он защищал Михайловскую площадь.

Игорь Чернецкий, активист Евромайдана:

- В ногу пістолетна куля 9 калібр, майже навиліт, одну руку трубами залізними переламали, в другій осколки, ще по голові добивали, я був в шоломі, то хоч спасло, що не забили до кінця.

Тем временем на Майдане ад - в прямом смысле. Силовики подожгли баррикады, палатки активистов и Дом профсоюзов. В то время в здании было много раненых. Сколько сгорело живьем - до сих пор неизвестно.

- Я думала: все, ми вже не виживемо.

Однако тот же огонь был единственным барьером между силовиками и протестующими. Его майдановцы поддерживали всеми подручными средствами, а силовики тушили водометами. Безжалостный штурм прекратился только под утро, когда у силовиков закончились гранаты и патроны.

19 февраля - день относительной тишины. Людей на Майдане все больше. На утро следующего дня протестующие решаются на контрнаступление. Оттеснить силовиков удалось. Впрочем, очень высокой ценой - ценой жизни Небесной сотни. Убивали смельчаков снайперы. стреляли на убой.

- Шея, голова, сердце, целенаправленно.

Как говорят сейчас в Генеральной прокуратуре - причастны к расстрелу Небесной сотни российские силовые структуры.

Алексей Буторин, активист Евромайдана:

- Прямо стоял, хлопок в районе Украины, я только говорить - смотрю, в районе легкого у него полностью кровь, еще дышал, несли на Европейскую площадь, мужику где-то 50 лет - он говорит: бляха, я ж молодой, так хочется жить.

Татьяна Сердюк, активистка Евромайдана:

- Самое страшное - это когда начали первых убитых ложить ребят, мужчин здесь, возле Главпочтампта - это совершенно жуткая была сцена.

В тот момент, когда казалось, что пламя протеста, залитое кровью, окончательно погаснет, наступила победа. Тиран сбежал. Последующие дни после убийств на Майдане отпевали погибших.

- Так и не помстилися за тих, хто загинув, винні не знайдені і, мабуть, не знайдутьсяю Але ми переможемо, як і перемогли тоді.

- Самое главное, что мы поняли, как мы любим нашу Украину, на что мы готовы ради нашей страны, вплоть до гибели.