Телеканал НТН
Сообщить новость

Новости канала

3 августа 2013, 01:35 Общество
Страшная судьба воспитанников интернатов
Страшная судьба воспитанников интернатов

Заключенные без права на освобождение. Воспитанники интернатов для детей с психическими отклонениями, даже дееспособные, не имеют никакого шанса на полноценную жизнь. До конца своих дней они должны быть или в этих учреждениях, или в домах престарелых и инвалидов. Тем из них, кто может и хочет жить самостоятельно, остается одно - бежать. 

Александру - 27. Сирота, воспитанник интерната для детей с психическими отклонениями. Сейчас его дом - Звенигородский дом для инвалидов и стариков. Впрочем, молодой человек дееспособен. Поэтому по закону может распоряжаться собственной жизнью. Однако на практике все иначе. Документов питомцу не дают.

Александр Осипенко, воспитанник Звенигородского дома-интерната для инвалидов и стариков:

- Хочу выбраться из дома престарелых, но для того, чтобы выбраться, директор говорит: если ты хочешь выбраться, тебе нужен поручитель либо девушка. Ищи себе девушку, так проще будет. Женился и нормально.

Найти поручителя, жилье и работу сироте с психическими недостатками и еще и без документов - нереально. Поэтому остается - бежать. Когда поймают - возвращают назад как преступника.

Александр Осипенко, воспитанник Звенигородского дома-интерната для инвалидов и стариков:

- Звонят в интернат, с интерната приезжают, одевают на меня наручники, я говорю - подождите, я что, криминалист какой то или что? Куда вы на меня наручники надеваете? Надели наручники, поехали снова в интернат. Проходит неделька, как я снова оттуда сбегаю.

Убегает, потому что мечтает о другой жизни - найти общежитие, работу и жить среди нормальных людей. Ведь в доме инвалидов его окружают пациенты с тяжелыми психическими отклонениями. Александр боится, что со временем и сам превратится в такого. В учреждении взамен отвечают - отпустить питомца не могут, потому что некуда. А тут у него и помещение, и неодноразовое питание.

Василий Чорновил, директор Звенигородского дома-интерната для инвалидов и стариков:

- Куди його сьогодні відпустить, цю людину? Ряди бомжів поповнити? Держава на нього сьогодні 3300 витрачає коштів, куди його сьогодні відпустити? Відпусти і все, ходить, так як він зараз в бігах, десь буде щось шукати. Якби постало питання йому віддати документи, ми не маєм права видавати документи, тому що є головне управління.

Сам молодой человек, хотя и имеет легкую умственную отсталость, мыслит трезво и убеждает: держат таких, как он, в интернатах, потому что это выгодно. Из пенсии пациента дом получает 75 процентов средств, в руки самих больных попадают копейки. А если питомцу делают справку о недееспособности, все деньги - а это примерно 900 гривен - забирает учреждение.

Александр Осипенко, воспитанник Звенигородского дома-интерната для инвалидов и стариков:

- Слава богу скажи, что мы тебе эту справку не сделали, а зараз пришел наказ делать такие справки. Говорю, подожите, то вы гробите людям життя. Как можно так? Но это не от нас зависит, это через Черкассы, управление.

Михаил - воспитанник Смелянского интерната. Его суд признал недееспособным. Поэтому покинуть учреждение он может только с опекуном, которого не найти. Парень тем временем рвется на свободу. Бежал уже 22 раза.

- Я ж сказав тоді ще, я - тільки свобода, і більше нічого.

В интернате говорят - недееспособный человек сам не выживет. А как удержать питомца - не знают.

Надежда Рындина, заместитель директора Смелянского детского дома-интерната:

- Йому МСЕК призначив групу інвалідності, друга група інвалідності довічно. Непрацездатний. А далі іде правовий статус. Коли визнається дієздатний чи недієздатний. Чому, тому що він не може адаптуватися в навколишньому середовищі, не може відповідати за свої вчинки, і тим паче зробить так, щоб життя у нього було нормальне.

По словам юристов, все интернаты пользуются устаревшими внутренними инструкциями, которые рекомендуют держать даже дееспособных воспитанников в специализированных учреждениях.

Иван Боднарук, юрист:

- Представники таких закладів спираються на рекомендацію, але навязують це нібито як наказ. Якщо керівництво таких закладів не надає такі документи, їх можна отримати через правоохоронні органи, наприклад, через прокуратуру, яка винесе відповідний припис на видачу таких документів, або відповідно через суд.