Спасти собственную машину. Сейчас ей больше всего угрожают ямы. Их по всей стране хватает. На СТО настоящий аншлаг. Пытаются спасти колеса, диски и ходовую. Считала опасные выбоины на дорогах и Елена Ткаченко.
Елена Ткаченко, корреспондентка:
- Королева доріг. Перед нею вклоняються й маленькі автівки, й великі позашляховики. От тільки повага специфічна. Ям бояться всі.
Александр Денисович, водитель:
- Тяжело ездить, и машины бьются. Я езжу аккуратно, уже, слава Богу, опыт работы большой - скрепит, репит, но ехать надо.
Ямы, выбоины, трещины. На столичных дорогах - повреждения в ассортименте. Нынешняя первомартовская оттепель смыла асфальт. Впрочем, испортился он еще зимой.
Вадим Гуржос, глава Укравтодора:
- Важкі погодні умови, зимові умови, проникнення вологи у мікротріщини, подальше замерзання, розширення води в результаті замерзання спричиняє утворення ямковості.
И это еще и при таких перепадах температуры. Вот семьдесят процентов отечественных дорог и не выдержали. Еще бы, добавляют в Укравтодоре. Магистрали во времена независимости практически не ремонтировали.
Вадим Гуржос, глава Укравтодора:
- Дорога повинна кожні 5 років проходити поточний ремонт, кожні 12 років капітальний ремонт. Так у нас оці 5 і 12 років пропущені по 4-5 разів.
Работник СТО:
- Ни один автомобиль среднего класса не рассчитан на такое бездорожье.
На станциях техобслуживания кипит работа. Обычно, когда еще снег на улицах, клиентов у них нет. Только не в этом году. Из-за ям машины рвут покрышки и гнут диски. И это - наименьшие хлопоты. Разбиваются подшипники, пружины и даже лобовое стекло.
Вадим, владелец СТО:
- Может, как погнется рычаг, это может повлечь за собой повреждение подрамника. Может погнуться поворотный кулак, может нарушиться стойка - развал схождения, стойку придется менять, все это дорого.
Расплачиваться за ремонт водителю придется из собственного кармана. Это если не судиться с владельцем дороги. А такая возможность существует. Впрочем, адвокаты предупреждают, взыскать деньги с держателя путей будет сложно.
Олег Мыцик, адвокат:
- Вартість товарознавчої експертизи буде становити, напевно, десь до тисячі гривень. Перспектива стягнення відтягується в часі. Будуть певні витрати, пов'язані зі сплатою судового збору та витрати на інформаційно-технічне забезпечення. Час, нерви, послуги юриста, оскільки ця процедура надзвичайно непроста.
Если же шофер имеет время и вдохновение, следует собрать документы. Схемы ДТП, фотографии поврежденного автомобиля, ямы. Но рвение может закончиться уже в начале. Ведь у человека, попавшего в такую передрягу, ГАИшники заберут права за нарушение правил дорожного движения. И повреждения автомобиля. Хоть и собственного.
Сергей Будник, заместитель руководителя Департамента ГАИ МВД Украины:
- Їхати тихенько, де є дорожні умови. Дають можливості дорожні умови, їхати 5 км - значить, треба їхати.
Поэтому стоит научиться ямы обходить. Или, по крайней мере, въезжать в них профессионально.
Константин, инструктор автошколы:
- Тормоз нужно отпускать, вес его снижается вперед, авто как бы приседает на переднюю подвеску, а тот момент, когда вы отпускаете тормоз она немного подпрыгивает.
Главное - особо не изменять траектории движения и резко не тормозить.
Работник СТО:
- Мы советуем: лучше попасть в яму, чем в ДТП.
В вечернее время опытные водители вообще рекомендуют отказаться от поездок. И так - примерно до лета.
Вадим Гуржос, глава Укравтодора:
- Нам треба в середньому 1 мільярд гривень для того, щоб в найближчі час, 3 місяці, щоб ліквідувати ямковість до травня на державних дорогах, до 1 червня на місцевих дорогах.
Пока же дороги просто латают недорогими материалами. Говорят, таких лоскутков хватит на несколько месяцев. А когда сделают приличный ремонт, как всегда, неизвестно.
Елена Ткаченко, Виталий Савченко, НТН.