Как оно там - в плену у морских пиратов? Трогательные истории об этом уже не первый год слышат украинцы. В них нет и намека на какую-то романтику. Наоборот, сплошная прагматика: или миллионы выкупа, или голод, болезни и месяцы надежд: "а может, завтра свобода?" Как выжить в этом аду и вернуться домой живым. История бывшего пленника - в сюжете Оксаны Поднебесной.
Вячеслав Гниденко - бывший пленник сомалийских пиратов. В плен попал в составе экипажа немецкого судна "Hansa Stavanger". Именно он первым заметил, как атакуют пятеро африканцев в белой лодке.
Вячеслав Гниденко, помощник капитана cудно "Hansa Stavanger":
- Они нас просто догнали, мы им элементарно уступали в скорости. У нас было судно полностью загружено. Они гнали за нами в течение 50 минут. Была надежда, что закончится топливо.
Разбойникам топлива хватило, они открыли огонь.
Вячеслав Гниденко, помощник капитана cудно "Hansa Stavanger":
- Было три выстрела из РПГ, одна просто прошла мостиком, одна зашла в левый борт в каюту старшего механика. Потом они изменили план действий, зашли с правого борта. Тоже был сильный выстрел, граната зашла в каюту капитана, очень сильный пожар начался.
Тушили огонь шесть часов. Вооруженные автоматами пираты уже хозяйничали на судне. Далее - экипаж четыре месяца терпел голод, жару и издевательства.
Вячеслав Гниденко, помощник капитана cудно "Hansa Stavanger":
- Представляете, пол-экипажа на мостике, и человек двадцать пиратов на мостике. В вашу сторону постоянно направлено оружие, по поводу и без повода. Там люди близко не такие как мы. У них другой менталитет. Они могут орать 24 часа в сутки, слушать музыку свою восточную, это настолько напрягает. Вы спите, в лучшем случае, 2 часа в сутки.
Эти снимки сделаны после захвата: ограбленные каюты, разбросанные вещи и - вертолет, с которого на палубу сбросили сумку с деньгами, выкупом - долгожданным билетом на волю. Бороться с пиратством должно международное сообщество, убеждены в профсоюзе моряков. У сомалийцев современная техника, оружие. И пока мир решает, что делать с этой напастью, экипажи защищаются самостоятельно.
Евгений Омельчук, генеральный секретарь федерации профсоюзов работников водного транспорта и плавсостава Украины:
- Это и усиленные вахты бдительности, маневрирование, это установка брандспойтов, насосов высокого давления. Ну, и присутствие на борту в том числе, специально обученных ребят, так называемых специального назначения.
Аденский залив и сомалийцев моряки обходят десятой дорогой. Вячеслав снова собирается в рейс, но выбирает безопасные маршруты.
Вячеслав Гниденко, помощник капитана cудно "Hansa Stavanger":
- Это просто уже откровенный беспредел. Сейчас перекрыта почти половина Тихого океана. Нормальное судоходство - об этом уже говорить не приходится.
С каждым выкупом жажда пиратов растет, заложниками становятся другие жертвы. К радикальным действиям спецслужбы не прибегают. Поэтому морякам только и остается, что обходить опасные маршруты и полагаться на счастливую судьбу.
Из Одессы - Оксана Поднебесная, Влад Величко, НТН.