Испорченные продукты, вонючая вода, пытки. Это самые яркие воспоминания заложников сомалийских пиратов. Как страшно быть заложником - из уст самих участников событий.
Михаил Пупко, матрос:
- Загорелся свет, потух. Потом минут через 20 приехали сразу две лодки и начали атаковать. Одна лодка обстреливала пароход. А вторая лодка, негры, пытались залезть.
Так началась история о сомалийских пиратах и грузового судна "Арианы". Вооруженные корсары захватили корабль 2-го мая 2009-го. В плен к разбойникам попало 24-ро членов экипажа - все из Украины.
Михаил Пупко, матрос:
- В иллюминатор видел, как негр залез на мостик с автоматом и взял в плен капитана. И повел ближе к баку, чтобы закинул трап, чтобы другие поднялись.
За сухогруз и пленных сомалийские корсары требовали сначала 10 миллионов долларов. Сошлись на трёх. Выкуп ждали восемь месяцев. Все это время экипаж держали на борту. Большинство - в одной каюте. Один из механиков весь плен просидел в машинном отделении.
Сергей Лупачов, второй механик:
- С той каюты без спросу никто не имел права выйти. За малейшую провинность - сразу за палубу, ласточка, ну, и пару тумаков.
Андрей Муругов, электромеханик:
- Любимая их пытка - это руки связать веревкой и ноги, и стянуть за спиной, и кинуть на раскаленную палубу. На живот. И лежит так человек минут… И засекают, 20 минут, потому что уже руки начинают синеть. То есть, ты ногами сам себе затягиваешь руки. Они засекают 20 минут - потом развязывают. Потом, я так понимаю, может начаться отмирание тканей, и поэтому они это пресекали.
Моряки вспоминают: хуже было с едой и водой. Собственные запасы закончились за два месяца. Затем воду привозили в канистрах из-под солярки. Зеленую и вонючую. Кормили моряков испорченным рисом и мясом.
Александр Лупачов, третий механик:
- Коза - это такое небольшое животное, и когда механик его резал, оно сдувалось. И получались одни кости, очень мало мяса. Он умудрялся сдирать это мясо, перемалывать с рисом - и вот это была наша основная еда. Воду мы пили морскую. Она была мытьевая. Не предназначена для питья.
Что так долго будут сидеть в плену, никто из экипажа даже не догадывался. Все надеялись, что их вытащат за месяц-другой. Охраняли пленников, как зеницу ока. Пираты постоянно боялись, что корабль будут штурмовать.
Сергей Лупачов, второй механик:
- На борту находилось всегда человек 17. И они каждые полторы-две недели менялись.
Михаил Пупко, матрос:
- У них очень хорошая была бдительность. Много человек с автоматами, на корме стоял пулемет тоже. Они ходили, не спали, боялись, что что-то может произойти.
Отдать пиратам деньги - единственный шанс на спасение. Освобожденные матросы говорят, если бы судно таки штурмовали военные, заложники бы погибли. Тем временем, отбить нападение пиратов можно было с самого начала. Но, по законам, на торговых кораблях не может быть огнестрельного оружия.
Михаил Пупко, матрос:
- Хватило бы трёх автоматов с припасами. Этого бы хватило. Пароход большой, а он едет на маленькой лодке. Легче мне попасть, чем ему. Я могу бегать по пароходу, прятаться и стрелять, а он стоит на волне.
Так или иначе, моряки радуются, что история закончилась хеппи-эндом. Ближайшие планы освобожденных моряков - продолжительный отдых. Примерно год. А потом - снова в море.
Тарас Билаш, Оксана Поднебесная, Александр Кругликов. НТН.