Подарок с сюрпризом. Фашистская пушка, которую в канун годовщины освобождения Одессы от захватчиков собирались установить в центре города, оказалась заряженной. Предусмотрительные чиновники попросили, на всякий случай, проверить военную реликвию. Удивлению пиротехников не было предела, ведь внутри уцелел боевой патрон, который мог сдетонировать в любой момент.
Для Олега Севитина артиллерийская пушка - не просто военный трофей, а семейная реликвия. Сразу после войны дедушка нашел ржавое снаряжение в балке за селом. С тех пор немецкое оружие стало незаменимой помощницей на даче:
Олег Севитин, краевед:
- Он взял, разобрал эту пушку сам, и с её частей построил погреб. Ствол стал балкой перекрытия, двойной бронещит - крышей перекрытия, трубчатый откатник он распилил на 2 части, это стала водосточная труба. Другая часть откатника - он ее вкопал посередине двора, к ней крепились веревки для сушки белья. Бабуля моя здесь сушила белье.
Но интерес к военному антиквариату проявляют не только историки. Краевед рассказывает: охотники за металлом украли несколько ценных частей пушки. Чтобы уцелели другие, решил передать ее в мемориальный комплекс. Перед установкой на Думской площади в Одессе оружие осмотрели пиротехники.
Роман Драч, руководитель группы пиротехнических работ ГУ МЧС в Одесской области:
- Нас викликали для того, щоб провести заключення на предмет, який знаходиться в стволі артилерійської гармати часів Великої Вітчизняної війни. При огляді даної зброї було встановлено, що в стволі знаходиться артилерійський снаряд калібру 75 мм.
Доставать патрон, который пролежал в пушке более 60 лет, не рискнули. Поэтому опасное оружие вывезли на территорию военного полигона под Одессой и там обезвредили.
К полигону военный трофей везли осторожно, выбирая дороги вне города и поселений. Пиротехники говорят: дедушке, который столько лет жил рядом с опасной пушкой, очень повезло, ведь взорваться могло в любой момент.
Роман Драч, руководитель группы пиротехнических работ ГУ МЧС в Одесской области:
- Любий вибухонебезпечний предмет не можна в будь-якому разі переміщати, ні трогати з місця до прибуття фахівців групи. Любе неправильне поводження з ним могло привести до нещасного випадка.