Те прислушиваются. Но не всегда. Зато в чем уверены практически все местные жители, так это в том, что рыбу сгубила химия.
Кто отравил воду, неизвестно. Слив в реку химикатов приписывают молокозаводу. Проверить чиновники от экологии, санэпидемстанции и МЧС решают в компании журналистов.
Толкотня на проходной: «Вам разрешил кто-то снимать? - Да. - А я думаю, что нет. Вам не разрешено снимать, выйдите. - Ну, вы же можете что-то сказать? - Нет. - Заберите руки от аппаратуры…»
Что делала комиссия два часа по ту сторону забора, – неизвестно. А вот ее выводы относительно загрязнения воды заводом оригинальны.
Владимир Романовский, специалист экоинспекции Волынской области: «Это, скорее всего, природа. Потому что Турия разлилась, залила сенокосы, а сено, когда начинает гнить, выделяются химические соединения».
Жители Ковеля этому не верят. Убеждены, рыба погибла от неконтролируемых выбросов промышленных отходов. Широкое, жирное пятно видели на реке и в самом городе, и в трех селах выше по течению. И как только пятно направилось в сторону Припяти, к берегу начало прибивать десятки килограммов рыбы.
Владимир Киндрат, рыбинспектор: «Я считаю, что попала химия. Лабораторный анализ - ветлаборатория сделала вскрытие - показал, что печень у рыбы разложилась. Это не может быть природным, потому что она бы задыхалась. В том, что разложилась печень, виновна химия».
Инцидент с мором на Турии не первый. 5 лет подряд с наступлением тепла здешние караси и щуки становятся заложниками бесхозяйственности. Но, оказывается, для ковельских сотрудников МЧС это не повод для волнения.
Ярослав Супрунюк, руководитель отдела по вопросам чрезвычайных ситуации Ковельской РГА: «Представьте себе, что вы нашли мертвую птицы. Сразу все не будут кричать, что у нас начался птичий грипп. Пока трудно заявить что-то конкретное. Тяжело назвать причину гибели рыбы».
Есть ли в реке кишечная палочка, туляремия или сальмонеллез – точно не знают даже специалисты. Они тестируют воду на химические соединения. Это уже третий этап проверки Турии санстанцией, но пока безрезультатно.
Анатолий, житель города Ковель: «Мы живем в помойной яме. Здесь нечему удивляться. Власти нет, управляют деньги. - Вы боитесь заходить в реку? - Все мы на том свете будем, рано или поздно…»
Неизвестно, сколько зараженной рыбы попало в Припять и сколько ее появилось на стихийных рынках области. Количество закопанной в ямах с известью нельзя сравнить с сотнями килограммов, прибитых к берегу.
Только через 10 дней комиссия сможет назвать причину гибели рыбы. Вот тогда и узнаем: кто виноват. Кивают экологи и на природный фактор - гниение водорослей.