В 2010 в Украине произошла почти тысяча триста аварий по вине пьяных водителей. В результате ДТП погибло 144-ро человек. Более полутора тысяч травмированы. Нетрезвые водители - самая большая проблема для инспекторов. Их приходится догонять, усмирять. Милиционеры пытаются действовать на опережение. Взамен получают обвинения в превышении полномочий. Где граница?
Первый пьяный водитель:
- Да я не знаю, авария произошла.
- Сколько вы выпили перед тем, как сесть за руль?
- Ни грамма.
Второй пьяный водитель:
- Ушел в дерево, стоящее, как я понимаю, на встречной полосе движения.
Первый пьяный водитель:
- Ты употреблял спиртное?
- Нет, не употреблял.
Эти пьяницы - герои различных ДТП. Оба даже не помнят, как садились за руль. Не вспомнят и того, как сбивали людей. Гаишники говорят: именно чтобы предупредить такие случаи, обращают внимание на подозрительную езду, сомневаются даже в усталом состоянии водителя. Так лучше ошибиться, чем отпустить на дорогу нетрезвого водителя.
Иван Боднарук, юрист:
- Працівники міліції самі визначають приблизну орієнтовну ступінь сп’яніння. Якщо дана ступінь є такою, що транспортний засіб особа не може транспортувати, оскільки це загрожує водієві або іншим, відповідно, вони локалізують ситуацію, і беруть під повний контроль.
Конечно, инспекторы должны сделать все по правилам. И они очень просты.
Евгений Кравец, представитель департамента ГАИ МВД Украины:
- Якщо інспектор просить вийти з авта, він має мотивувати свої дії. Можливо, то підозра, що водій керує автом у нетверезому стані, або ж підозра на те, що наркотичне сп’яніння, або є така інформація. В будь-якому випадку інспектор має діяти виважено.
Он, прежде всего, должен представиться в случае необходимости, если водитель будет требовать показать удостоверение, и в обязательном порядке назвать причину, по которой он остановил конкретное транспортное средство.
Впрочем, конфликты между водителями и гаишниками часто возникают именно из-за некорректно указанной причины остановки. Некоторые возмущаются. Правоохранителей обвиняют в превышении полномочий, нарушении конституционных прав. Такие случаи имеют две правды.
Иван Боднарук, юрист:
- Іноді самі водії провокують силові структури до вчинення тих чи інших діянь, а потім стають відразу жертвами.
И если вас действительно обидели инспекторы, обидчиков накажут. Так обещает главный гаишник Украины.
Валерий Лозовой, руководитель департамента ГАИ МВД Украины:
- По каждому факту мы проводим служебное расследование, даже по тем, что размещаются в интернете, мы незамедлительно проводим служебные проверки, и, в зависимости от степени проступка, вины инспектора применяется мера дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения с органов внутренних дел.