После событий в Новобогдановке местные жители чувствовали себя, как на пороховой бочке, и неоднократно требовали ликвидировать арсенал. Ведь неконтролируемые взрывы могли начаться в любой момент.
Взрыв длится секунды. А готовятся к нему шесть часов, - рассказывают подрывники. Снаряды, в количестве, эквивалентном тридцати килограммам тротила, закладывают в 2-метровые ямы. Территорию, радиус которой два с половиной километра, проверяют и оцепляют.
Сами подрывники отходят на 300 метров от эпицентра взрыва. И хотя осколки могут разлетаться на полтора километра, бывшие военные, которых пригласили обезвреживать смертоносные снаряды, уверяют - все безопасно.
Андрей Перепечко, инженер отдела взрывотехнической компании: «Это бывшие офицеры запаса, которые всю жизнь прослужили в саперных войсках, инженерных войсках. Тем более, что они принимали участие в миротворческих миссиях за границей».
Брюховицкий склад опасных боеприпасов начали ликвидировать еще в 2003 году. Но постоянно не хватало средств. После событий в Новобогдановке деньги у государства наконец-то появились. Чиновники поняли – от опасного оружия лучше избавиться вовремя.
Андрей Знак, руководитель компании по утилизации: «Боеприпасы, которые мы уничтожаем, в жалком состоянии. Корпуса боеприпасов ржавые. И если учесть, что эти боеприпасы в боевом виде, то они представляют опасность, и их нужно срочно уничтожить».
Но на Яворивском полигоне взрывают только самые опасные припасы, те, которые могут взорваться во время транспортировки. Остальную часть из брюховицких запасов вывозят на утилизацию на Павлоградский химический завод, который находится в Днепропетровской области. Там их разбирают. Иногда это делают люди.
Андрей Перепечко, инженер отдела взрывотехнической компании: «Корпус разрезается, изымается взрывное вещество и плавится. Есть определенные процессы, где не задействованы люди, а работают работы».
На брюховицких складах еще остается 10% опасных боеприпасов. Но уже с нового года Львов сможет спать спокойно. Их обещают вывезти до середины декабря.