Криминал в Украине молодеет. По милицейской статистике, на начало октября 2015 года дети уже почти втрое больше совершили преступлений, чем в прошлом году. Подростковая жестокость поражает. Мотив издевательств чаще банальный и звучит примерно так: просто захотелось, потому что нечего было делать. Многие свои преступления несовершеннолетние снимают на видео, и тоже ради развлечения.
Они взбудоражили весь Мариуполь. Их было четверо. Младшему всего 14, старшему 18. Это только с виду они дети, внутри - настоящие хищники.
- Забили человека до смерти.
- Мы пошли за ним. В темном месте… Назад его потянул. Он упал. Тройку раз ударили - и всё. Забрали телефон и убежали.
Владимир Хвостов, заместитель руководителя УМВД в Мариуполе:
- Они просто ходили по району, искали себе жертву.
Милиция насчитала за ними более десятка разбоев.
- Ну просто захотелось. И сделал.
- Захотелось чего?
- Побить человека.
В Украине подростковая преступность растет в геометрической прогрессии. В МВД все списывают на социально-политическое положение в стране.
Сергей Шабовта:
- Молодняк жесткий выростал. А сейчас они особенно распушили свои хвосты. Сегодня преступность в Украине, она усточиво приобретает характер организованной.
Такое уже было в начале страшных девяностых. Но теперь мы знаем героев в лицо, ведь они регулярно выкладывают свои подвиги в интернет. Никто не боится публичности. Ведь понимают - они же дети, и ничего им не будет, максимум - пожурят родители.
Те, кто должен защищать детей, вынужден сам защищаться от них. Именно в школах формируются подростковые банды. Их стали бояться больше, чем взрослых преступников. И как ни странно - девочки бывают очень грубыми.
Это Никита. Ему 16. Он живет в трехкомнатной квартире в элитном районе столицы. Здесь под одной крышей ютится - не поверите - 21 человек.
- Мы из коридора сделали комнату - ну некуда…
- Вот вся документация - все отказы, которые нам писали по поводу помощи. Вот одна папка, вторая, третья папка.
Глава семьи - многодетная мама - долго жалуется на жизнь. 11 детей родила, а помощи ни от кого не дождешься. Одна дочь сидит в тюрьме за убийство, вторая уже отбыла срок.
- У всех периодически были какие-то "здрасти" в милиции.
Семейный лидер по поводам в милицию - несовершеннолетний Никита. За последние полгода - пять раз.
- Один раз за драку приняли.
Логичный вопрос - куда смотрят и что делают социальные службы?
Елена Антоненко, детский психолог:
- Это задача государства - занять ребенка после школы, ребенок должен посещать секции, кружки, если ребенок будет занят, то не будет времени попадать в плохие компании.
Геннадий Стамбула, корреспондент:
- Кожен з батьків сподівається, що їхня дитина найслухняніша і на злочин не здатна. А коли підліток потрапляє за грати, дорослі звинувачують всіх у всьому, тільки не себе. Так буває найчастіше. Це Прилуцька виправна колонія для неповнолітніх.
Ему 20. Петр согласился дать интервью, но только не показывать лицо.
- За что ты находишься здесь?
- За убийство.
Он убил свою девушку. Отбыл три года. Осталось еще 10. Парень мечтает много путешествовать, увидеть океан и очень хочет стать поваром. Есть еще одно заветное желание, но оно не осуществится никогда.
- Извиниться перед мамой.
- За что?
- Наделал глупостей.
О том, что мама умерла, он узнал здесь - за решеткой. Она не раз просила его опомниться, но он не слушал.
- Я был футбольным фанатом. Были заводилы всякие. Один крикнул - и все повторяют. Толпой. Драки всякие.
На свободе считал себя героем, хотел быть лучше сверстников.
- Там каждый хочет показать себя лучше. В большей части перед девочками.
В Украине уголовная ответственность наступает в 16, за тяжкое преступление - в 14. По сравнению с другими странами - украинский уголовный кодекс еще гуманный. К примеру, американского подростка могут осудить за убийство пожизненно, в Великобритании в колонии оказываются даже 10-летние, а в спокойной Ирландии посадят даже семилетнего ребенка. Так почему же страна с гуманными законами среди лидеров по детскому криминала? Психологи единодушны: кара должна быть - пусть даже в 10 лет. Или в 16.
Александр Бойченко, психолог Прилуцкой исправительной колонии:
- Важливо запровадити якісь альтернативні види покарань. Щоб він відпрацював, тільки не в'язниця. В'язниця кращими людей не робить.
А получается так, что многие из них, побывав здесь раз, снова попадают за решетку. Ведь там, на свободе, они не могут уже жить по-другому. Исчезает страх.
- Вони вже не бояться в'язниці.
И все же даже за колючей проволокой Петр и его сверстники остаются детьми. И многие из них именно здесь понимает - как важна и необходима поддержка взрослых, которые так часто закрывают глаза на детские трудности, улаживая свои.