Телеканал НТН
Сообщить новость

Новости канала

14 августа 2015, 23:49 Общество
Минздрав обрек ВИЧ-инфицированных умирать в муках
Минздрав обрек ВИЧ-инфицированных умирать в муках

Вход разрешен не всем! Киевлянке отказали в хосписной помощи, потому что она ВИЧ-инфицирована. Медики сослались на приказ Министерства здравоохранения. Оказывается, люди с иммунодефицитом могут получить паллиативную помощь только в спецучреждениях, где мест единицы! Где же провести последние дни жизни смертельно больным с ВИЧ-позитивным статусом?

СПИД убивает долго и мучительно болезненно. Это необратимое разрушение иммунитета. Пневмония, молочница, герпес, туберкулез, ринит, опухоли. Это лишь часть того, что может подцепить ВИЧ-положительный. Где угодно. Организм не способен противостоять микроорганизмам, паразитам и грибкам, которые его постоянно атакуют. Постепенно рассыпается и нервная система.

Владимир Овчаренко, социальный работник:

- Этот человек, у него может быть поражение головного мозга, он может вставать, падать, что-то уронить, кричать, ему больно, иногда слышно здесь, как кричат.

Так умирал муж Оксаны. Прошло уже почти три года, а она до сих пор вспоминает это со слезами на глазах.

Оксана, ВИЧ-позитивная:

- Саша, мой муж, умер от СПИДа, ну СПИД был уже, тяжелая стадия, он сгорел от температуры.

Александр умирал eдома. Без обезболивающего.

Оксана, ВИЧ-позитивная:

- У него отказывали почки, сильные были отеки, все время жаловался на сильные боли.

Оксана говорит - в больницах таким смертельно больным пациентам не рады. Даже в специализированных центрах СПИДа.

Оксана, ВИЧ-позитивная:

- У меня очень много знакомых, которые умерли именно с ВИЧ-статусом, многих отправляли домой, говорили, что помочь не могут, у меня знакомая вот тоже, очень в больших мучениях, у нее на шее лимфоузлы, умирала.

Ольга Трикуль, юрист Киевского отдела общественной организации людей с ВИЧ:

- Знеболювальне рідним не дають, тому що це порушення закону. Людина смертельно хвора, вона не може прийти кудись за знеболювальним, виходи два - або хоспіс, де надається системна допомога, або патронажна служба.

Хосписы - это специализированные заведения, куда люди приходят фактически умирать. Здесь снимают боль. Здесь уютно, почти домашняя атмосфера. Здесь разговаривают с пациентом психологи и священники. Кажется, вот он - выход! Но со СПИДом, оказывается, туда не берут. В столице в таком заведении отказали смертельно больной ВИЧ-инфицированной киевлянке. Сама она об этом рассказать не может - ее состояние уже критическое. За женщину говорят друзья из общественной организации. Их юристы шокированы отказом.

- Коли ми стикнулися з ситуацією, коли людину не прийняли в хоспіс, я проаналізувала діюче законодавство. Її не прийняли на підставі МОЗу.

Оказывается, по 41-му приказу Министерства здравоохранения о паллиативной помощи, больные ВИЧ-СПИД должны умирать отдельно от других смертельно больных. Мол, для них предусмотрены специализированные учреждения.

Ольга Трикуль, юрист Киевского отдела общественной организации людей с ВИЧ:

- В одному з листів ми просили надати перелік таких лікувально-профілактичних закладів, але справа в тому, що їх просто не існує.

Свидетель отправляется в хоспис при онкоцентре. Здесь два десятка коек, в комфортных светлых палатах. Но только для пациентов с раком.

Алексей Калачев, заведующий отделом паллиативной медицины Киевского городского онкологического центра:

- Мы работаем только с онкологическими пациентами, больные ВИЧ-инфицией у нас бывают, но они с онкологией и погибают от онкологии.

Так что же делать людям на последних стадиях СПИДа, умирать в страшных муках дома? В Министерстве здравоохранения только пожали плечами. Для них эта тема сейчас не актуальна.

Лариса Гетьман, заместитель директора Украинского центра контроля за опасными заболеваниями:

- У нас стоял вопрос о паллиативной помощи в 2004, сейчас он угасает.

Впрочем, чиновники уверяют - хосписы для ВИЧ-инфицированных есть! Они при специализированных стационарах центров СПИДа. Аж 80 коек на всю страну. Вот только в паллиативной помощи, например, в 2014-м нуждались 2000 пациентов.

Елена Ткаченко, корреспондент:

- Це лікарня, де надають допомогу хворим на СНІД. Вона одна всю столицю, де тільки офіційно зареєстрованих ВІЛ-позитивних 12 тисяч, і в ній всього лише 4 хоспісних ліжка, хоча потреба набагато більша, бо гірше їм може стати будь-якої миті.

Многие больные просто не успевают дождаться освобождения этих коек.

Оксана, ВИЧ-позитивная:

- Сегодня я хожу и понимаю процесс своего заболевания, что могу оказаться также на улице, не будет за мной кому ухаживать.

Оксана лечится здесь раз в полгода. Вирус иммунодефицита уже дал осложнения - герпес головного мозга. Хуже ей может стать в любой момент. Поэтому она задумывается - как умирать: в невыносимых страданиях дома или в хосписе. Для этого чиновникам из Минздрава нужно изменить лишь несколько слов в приказе.