Телеканал НТН
Сообщить новость

Новости канала

26 марта 2010, 09:33 Общество
Для адаптации детей-аутистов в Украине не хватает специалистов
Для адаптации детей-аутистов в Украине не хватает специалистов

Расстройство тела, ума и души. Так обычно называют аутизм. Такое психическое отклонение только в двадцатом веке выделили врачи. Тогда же узнали и о другой стороне этого порока: гениальных аутистов, которых теперь называют савантами.

Они гениальны по-своему, но едины в диагнозе. Их всего с полсотни на весь мир. Они - саванты. Ким Пик был известным представителем этой группы людей. Родился он с огромной головой. Еще и с мозговой грыжей. Научился ходить только в четыре года. Но уже в полтора - наизусть цитировал все книги, которые читали ему родители. Взрослый Кем прочитывал один учебник за пятнадцать минут. Он знал все, что известно человечеству с пятнадцати интересных ему тем. Как то - спорт, кино, география. В прошлом году он умер в одной из американских больниц на пятьдесят восьмом году жизни. Но есть и другие. Например, Даниэль Таммет. Савантом он не родился, а стал после одного из эпилептических припадков. Он отлично знает одиннадцать языков. И число "Пи" - двадцать две тысячи знаков после запятой. Но такой ум и удивительные способности - это следствие психического отклонения. Обычно савантизм - это особое проявление аутизма.

Татьяна Скрипник, сотрудник Института специальной педагогики:

- Аутизм, як порушення розвитку, передусім стосується такої царини, як неспроможність взаємодіяти з довкіллям.

Аутисты не воспринимают других людей. Не видят, что происходит вокруг. Если вдруг и понимают какое-то действие, то повторяют его постоянно. Они не смотрят в глаза, даже родной маме.

Инна Костаки, мать аутиста:

- Он не хочет на вас смотреть, это отчужденность. Эмоциональная сфера не развита, невозможно наладить контакт. Он не реагирует и не понимает обращенную на него речь.

Егор - аутист. Мама сама поставила ему диагноз. За помощью поехала из Хмельницкого в столицу.

Инна Костаки, мать аутиста:

- Подтвердили диагноз, потому что было все на лицо, практически. 90 симптомов совпадало, пожелали нам счастья, выписали таблетки от шизофрении.

Аутистов вылечить нельзя, но возможно адаптировать. Но тут родительских попыток мало. Помогло бы государство. Например, в Америке на каждого аутиста ежегодно выделяют тридцать тысяч долларов. Для украинских чиновников пока аутизм вообще - не проблема.

Николай Грицан, заведующий Киевской психолого-медико-педагогической консультации:

- 181 дитина в Києві, не тисячі, а 181 дитина, яка стоїть на обліку. Говорите, що нічого не знають, ніхто. Та вибачте мені, це зовсім не так з народження дитини, навіть до народження йде медичний супровід, і з перших кроків дитини, є лікар - дитячий педіатр.

Для адаптации аутистов в Украине элементарно не хватает специалистов. В педуниверситете только недавно начали готовить таких специалистов.

Антонина Обуховская, заведующая Центральной психолого-медико-педагогической консультации:

- Не дай Бог. Там не чують, чи сліпі, там більш визначений шлях, а тут настільки складний клубок порушень у дитини, її важко виховувати, вона складна для розуміння. Кажуть у дошкільному закладі: заберіть, бо ми не знаємо як з ними працювати.

Работают с такими детьми, в основном, психологи-реабилитологи. Их родители сами находят в общественных организациях. Сначала групповая терапия: пение, танцы, игры. А потом - индивидуальные занятия. Внимание отдельного психолога нужно каждому ребенку. По несколько часов в день.

Инна Костаки, мать аутиста:

- Мы не хотим говорить, а хотим петь. Два веселых гуся!

Егора заинтересовала музыка. Возможно, он - будущий выдающийся музыкант-савант. Ему надо только больше сил и любви.

Елена Ткаченко, Игорь Молчанов, Александр Данилов, НТН.