Телеканал НТН
Сообщить новость

Новости канала

24 февраля 2011, 12:47 Ограбления
На сегодня в Украине охраняется меньше половины музеев и галерей
На сегодня в Украине охраняется меньше половины музеев и галерей

Воруют в Украине не только иконы из домов, но и бесценные произведения искусства из музеев и галерей. Как охраняют культурные и исторические достояния, и сколько денег тратят на их страхование?

Игорь Гречаник к своим бронзовым скульптурам относится, как к детям. Поэтому вспоминать, сколько раз его произведения крали, художнику тяжело. Лишь кратко сообщает: такое было уже раз десять.

Игорь Гречаник, скульптор:

- Крали в галереях, галерея повертала гроші. Сума, звичайно, була мінімальна, але я на це погоджувався.

Соглашался, ибо лучше синица в руке, чем журавль в небе. В Европе, говорит скульптор, экспонировать произведения намного безопаснее.

Игорь Гречаник, скульптор:

- А у нас? Тут нічого не застраховано. Тут лише надія на охорону, що ніхто не винесе під дублянкою мого чарівного скорпіона, чи оцю жіночку.

На охрану возлагаются и организаторы великого скульптурного салона, который сейчас проходит в Художественном Арсенале в Киеве. В этом году сюда привезли бронзовые скульптуры французского импрессиониста Эдгара Дега.

Марина Борисполец, корреспондент:

- Бронзові скульптури Едгара Дега бережуть, як зіницю ока. Кожна знаходиться під броньованим склом, відеонаглядом та живою охороною.

В том, что всемирно шедевры надежно защищены от любых посягательств, журналистов уверяют и организаторы салона. Кроме того, работы Дега застраховали на четыре миллиона гривен.

Вадим Загребной, председатель правления страховой компании:

- Їх застрахували від пошкодження, від протиправних дій третіх осіб, від вандалізму, від крадіжки, від пошкодження під час переміщення. Від усіх ризиків.

Евгений Карась, организатор скульптурного салона:

- И изготовлены кубы специальные, и колпаки из пуленепробиваемого стекла, которые испытывали на прочность. Скульптуры надежно защищены.

Зато неприятность произошла уже с первых часов работы выставки. Журналист споткнулся и зацепил один из стеклянных кубов. Оболочка из пуленепробиваемого стекла упала с постамента и почему-то ... разбилась. Скульптура оказалась на полу. К счастью, произведение Дега не пострадал. Впрочем, такое отношение к охране шедевров искусства в Украине иногда имеет гораздо более печальные последствия. Как, например, история с картиной Караваджо. Работу знаменитого итальянского мастера "Взятие Христа под стражу, или поцелуй Иуды" похитили из одесского музея два года назад. Злоумышленники ворвались в окно на втором этаже - сигнализации там не было, вырезали полотно из рамы и исчезли. Картину нашли только через два года.

Анатолий Могилев, министр внутренних дел Украины:

- Группа действовала на протяжении нескольких лет на территории Украины, и занималась именно кражами квалифицированными, то есть, по предварительной разработке, нападали на помещения, в которых были большие ценности.

Лишь после громкого ограбления город, наконец, выделил деньги на охрану музейных экспонатов. Поставили современную сигнализацию, камеры наблюдения, решетки на окнах.

Владимир Островский, директор одесского музея западного и восточного искусства:

- Сьогодні ми маємо три рубежі охорони, власне, на сьогодні ми їх маємо вже два роки, чекаючи повернення.

Ситуации, когда музеи вообще остаются без охраны, для Украины вполне обыденные. Достаточно вспомнить октябрь две тысячи девятого. Тогда почти неделю киевские художественные сокровищницы стояли беззащитными, ведь городская власть задолжала Государственной службе охраны почти 4 миллиона гривен. Сейчас из более восьми сотен украинских музеев, галерей и историко-культурных заповедников милиционеры охраняют менее половины, некоторые же вообще без присмотра профессионалов. Поэтому неудивительно, что каждый год правоохранители фиксируют десятки посягательств на культурные и исторические ценности.