Привокзальная территория, половина одиннадцатого утра. Торговцы-нарушители закона дрожат от ужаса – проверка! Этот ларек опломбировали еще вчера, но владельца это не волнует. Разрешения нет, полуфабрикаты несвежие, но торговля идет.
Торговцы: «Все тут ребята свежее. Тут плохого ничего нет. Все каждый день привозится свежее… - Это тоже свежее? – Это пусть и не свежее, но оно там не пропащее. Чебуреки, беляши, все свежее. Только на 1 день завозят. Выпекли и все. – Котлеты, наверное, недели 2 уже лежат?! – Просто холодильник морозит сильно. Они вообще взяли и заморозились».
То, что полуфабрикаты просрочены, а ларек взяли в осаду, любителей чебуреков не волнует. Главное, чтобы был аппетит.
В санэпидемстанции вокзала говорят - проверяют торговцев каждый день. Но продавщица курятины в этом не уверена.
Продавщица: «– Не знаю, я здесь второй день стою, или третий. - А за эти два дня вас проверяли? – Нет».
Госпожа Нина сочувствует продавцам и считает стихийную торговлю едва ли не «манной небесной» для бедных людей. Антисанитарии не боится. Главное – дешево!
Нина, киевлянка: «Вы плохо поступаете! Людям же кушать надо! Мы с детства в микробах. Молоко - 1.50, а в магазине продают по 4 рубля литр».
Торговка пирожками от пристального интереса контролеров и журналистов впадает в истерику.
Торговка пирожками: «Ты пришел меня снимать – снимай! Как я на кусок хлеба зарабатываю! Снимай, давай! Убийцу нашел! Иди, сними тех депутатов, которые людей убивают на дороге. Их снимай. Он пришел меня снимать».
Люди на улице нормально относятся к стихийным продавцам съедобного, но покупать боятся.
Павел, киевлянин: «Нет уверенности, что они нормальные. Зарабатывать надо, но чтобы правильно и технология соблюдалась. А где оно готовится и каким образом, одному Богу известно».
Леонид Николаевич, киевлянин: «Брезгую покупать пирожки с рук, но к людям, которые ими торгуют, я отношусь нормально».
Милиция рейдом разочарована. Владельцев нехитрого товара и торговых киосков не найти – а воевать с простыми продавцами бессмысленно. Стихийную торговлю они считают бессмертной. Прибыль за день от одного лотка - полторы-две тысячи гривен. Штраф – сто семьдесят. Десять процентов прибыли – не критические деньги.
Андрей Крайняй, оперуполномоченный УГСБЭП на юго-западной железной дороге: «Сегодня был неудачный рейд, поскольку половина торговых точек была закрыта. Директоров и предпринимателей-владельцев не было. Работают обычные люди, которые не хотят сдавать своих хозяев. Их сразу уволят. – Можно сказать, что их предупредили? - Не владею такой информацией, не могу вам сказать».
Контролеры ушли с пустыми руками, но пообещали вернуться. Тогда уж черным предпринимателям точно не поздоровится. Чтобы те не разбежались, придут тихо, без журналистов.