Наркозависимые - группа риска в статистике заболевания ВИЧ-СПИД. Ведь инфекция нередко передается им во время инъекций. Один из спасательных средств - метадоновая терапия: лечение наркотиком от наркотиков. В преддверии всемирного дня борьбы со СПИДом мы опять касаемся этой противоречивой темы.
Станислав Кухарчук, корреспондент:
- Заместительная терапия: легализация наркотиков, панацея от них? В Европе она - нормальное явление. А вот для соседней России программа - табу. На территории нашего государства она существует почти 2 года. За это время только в Черкассах ею успешно пользуются 70 наркозависимых. Но чаша весов за или против заместительной терапии до сих пор неуравновешены.
Надежда 20 лет принимает опийные наркотики. С недавних пор она стала участницей программы заместительной терапии. Женщина говорит, для нее это - единственный шанс на новую жизнь.
Надежда, наркозависимая:
- Если провести параллель, я могу жить нормально.
В замещающей терапии применяют те же наркотики, но синтетического производства: "Эднок" и "Метадон". В Украине чаще используют второй, он дешевле. Препараты выдают пациентам в таблетках. Для тех, кто хочет избавиться от зависимости, дозу постепенно уменьшают. Единственное ограничение - отказ от употребления нелегального зелья.
Анатолий Борзинець, главный врач Черкасского наркодиспансера:
- Головне - соціальна адаптація. Вони десь працюють.
Заместительная терапия - это не только лечение, но и профилактика. Ведь люди заражаются ВИЧ преимущественно от инъекций зелья. Носителем этого вируса является почти каждый второй наркозависимый.
Дмитрий Андрейченко, сотрудник общественной организации:
- Человек сам приходит к врачу, врач даёт ему препарат. И параллельно идёт приём антиретравирусного препарата, который и снижает количество вируса в крови. Снижается тем и риск епидемиологического взрыва в контексте ВИЧ СПИДа.
Контроль за выдачей этих препаратов суров. Пациент должен принять их только в присутствии врача. Впрочем, даже такие меры не всегда эффективны. Несколько месяцев назад метадон появился на черном рынке. За дело взялись правоохранители. Они выяснили: препарат попал от одной из работниц Черкасского наркодиспансера.
Александр Ковалец, оперуполномоченный ГУ МВД Украины в Черкасской области:
- Шляхом підробки документів у листах видачі лікарських препаратів привласнювала їх, та таким чином збувала.
Если отношения пациент-нарколог еще можно контролировать, опираясь на уголовный кодекс, то лишить человека зависимости значительно сложнее. По статистике, с 2008 года с помощью заместительной терапии от употребления зелья в Черкассах отказались только двое из семидесяти участников программы.
Елена Коробко-Короткая, социальный работник:
- А никакой разницы нет. Разница только в том, что опийные наркотики нелегально употребляют, а метадон легально. Выход есть, но это не заместительная терапия.
Андрей Коршун помнит, как еще в 2001-м испытывали программу заместительной терапии. Тогда препарат выдавали в виде сиропа. Это делало невозможным вынесение метадона из лечебного заведения. Специалист уверяет, заместительная терапия - прорыв в наркологии. Но медики слишком рьяно ее применяют.
Андрей Коршун, врач-нарколог:
- Сейчас это первый этап, когда считается так: как можно больше набрать этих людей. Это может быть и хорошо, а с другой стороны - может привести к тому, что в программу попадут случайные люди, которые будут принимать и легальные и нелегальные наркотики.
Сейчас программу заместительной терапии в Украине финансируется американским благотворительным фондом, и частично - за счет госбюджета. Противники этого метода лечения настаивают, чтобы его немедленно прекратили. А сторонники - чтобы развивали.
Станислав Кухарчук, Александр Таран, Черкасская область. НТН.