Полмиллиона украинцев - наркоманы. Это число отражает лишь количество зарегистрированных наркозависимых. Сколько их на самом деле - не знает никто. Борются с этой заразой разными методами. Лечат наркоманов даже наркотиком. Плюсы и минусы метадоновой терапии изучал Тарас Билаш.
Препарату "Метадон" уже полвека. Его изобрели немецкие ученые. Это синтетическое вещество, которое имеет схожие свойства с опийными наркотиками. Уже лет тридцать с его помощью лечат наркозависимых. "Метадон" используют как заменитель уличных наркотиков: той же ширки из маковой соломки. Он избавляет наркоманов от судорог.
Александр Юрченко, руководитель киевской городской клинической больницы № 5: "Убрать все негативные моменты, которые могут быть связаны с острым отказом от приема наркотического препарата, который принимал человек".
В Украине метадоновая программа действует на государственном уровне уже несколько лет. Участники терапии ежедневно приходят в больницы, получают свою дозу, проходят реабилитацию. Сторонники такого лечения убеждают: если давать наркоманам препарат, им не приходится воровать деньги на уличную ширку. Да и меньше угроза распространения ВИЧ-инфекции. У противников - свои аргументы. Говорят, что "Метадоном" никого не вылечишь. Ведь зависимость от него еще сильнее, чем от наркотиков.
Геннадий Грищенко, кандидат медицинских наук: "Ну как можно принимать наркотики и отказаться от наркотиков? Ну вы видели таких людей? Где, покажите?"
В одном из николаевских центров реабилитации лечат наркозависимых без всякого зелья. Все там единодушно против "Метадона". Гордятся своими результатами - 30 процентов пациентов бросают пагубную привычку.
Дмитрий, наркозависимый: "На протяжении 11-ти лет я употреблял тяжелые наркотики. Героин в частности, морфий, и производные от него. На данный момент я не употребляю наркотики уже два года. Метадоновую программу я не проходил, хотя возможность такая была... Я выбирал для себя более здоровый путь, я выбрал для себя безмедикаментозную программу ".
Есть противники метадоновой терапии и среди медиков. Они убеждены, что лечить наркотическую зависимость теми же наркотиками - абсурд. Да и кто контролирует этих зависимых после очередной дозы? На что они способны, разгуливая по улицам под кайфом?
Геннадий Грищенко, кандидат медицинских наук: "Кто-то определял дозу этого "Метадона"? Таблетка, две таблетки? Везде написано - индивидуально. Кто отвечает? Он получил эти таблетки и ушел. Кто-то отвечает? Существуют лагеря или центры, где проходят реабилитацию наркоманы. Притом эффективность лечения достигает 30 процентов. Период, когда они не употребляют наркотики, составляет 5 и больше лет. И без всякого "Метадона", без ничего".
Виталий - один из участников метадоновой терапии в Киеве. Сидел на тяжелых наркотиках более десяти лет. Потерял семью, работу, социальный статус. Даже успел отсидеть за решеткой. Пытался избавиться от зависимости в разных центрах, но ничего не помогло. Ломка была сильнее силы воли и разума.
Виталий, участник метадоновой программы: "Вот эта ломка - это самое страшное для наркомана. Когда выкручивает суставы, и дело в том, что это не пятиминутная боль. И она длится, длится, и она не прекращается. С каждым днем она все хуже и хуже. Нет ни сна, ничего. Сутки кажутся годом".
Избавиться от зависимости смог лишь после терапии. Устроился на работу, начал восстанавливать утраченную жизнь. Сейчас помогает таким же наркоманам, каким был сам. Рассказывает, что его возрождение началось тогда, когда отпала необходимость ежедневно искать зелье.
Виталий, участник метадоновой программы: "У меня утро начиналось с того, что надо достать деньги. И приходилось идти на криминал. И кражи, и грабежи, и барсетки. Выхода нет просто. Хочешь - не хочешь, а деньги нужны. Или умирай, или иди воруй. Положение безвыходное. Вот первый день я получил. Утром проснулся - и мне не надо было никуда бежать".
В пятой киевской больнице, где проходят терапию наркоманы, "Метадон" называют полезным. Система работает, ведь есть результаты. Однако панацеей его не считают. Говорят, препарат - лишь часть сложной реабилитации. Он помогает вернуть наркомана к реальности, и дальше уже можно с ним работать.
Александр Юрченко, руководитель киевской городской клинической больницы № 5: "Суть этих препаратов в том, что они не дают в принципе эйфории. По своим физическим и химическим свойствам эти препараты предназначены для того, чтобы блокировать рецепторы, убрать все негативные моменты, которые могут быть связаны с острым отказом от приема наркотического препарата, который принимал человек".
Участников для программы метадоновой терапии тщательно выбирают. Кандидат должен трижды провалить лечение другим способом и иметь официальный диагноз наркозависимого. Но главный критерий - у него должно быть непреодолимое желание расстаться с наркотиками.
Александр Юрченко, руководитель киевской городской клинической больницы № 5: "Если человек проходит по всем критериям, собирается комиссия, приглашается конкретный человек, и с ним ведется беседа. Для того, чтобы понять, насколько он мотивирован. Ты должен отказаться от употребления наркотиков, ты должен вовремя приходить, ты берешь обязательство, что ты должен устроиться на работу. Он подписывает договор, в котором оговариваются все эти обязательства. Если он нарушает договор, он снимается с заместительной терапии".
Сторонники "Метадона" уверяют - после терапии избавиться от метадоновой зависимости возможно. Это дело нескольких месяцев. Главное - грамотно составить программу. Но чтобы наркоман отказался от наркотиков вообще, приходится с ним усердно работать.
Как избавиться от наркотической зависимости - решать самим наркоманам. Каждый метод не прост. Нужна бешеная сила воли. А лучше всего дурман вообще не употреблять. Не разрушайте свою жизнь ради иллюзии.
Тарас Билаш, Александр Кругликов, Александр Мироненко, Николай Гнатенко. НТН.