Правоохранители не могут контролировать оборот этого препарата. Потому что он находится в свободной продаже. Унять боль или ощутить эйфорию. Доступность препарата «Спазмолекс», его способность вводить в состояние блаженства после передозировки все больше привлекают подростков, - говорят наркологи.
После того, как «Трамадол» стал не таким доступным, наркозависимая молодежь перешла на «Спазмолекс». Ведь его можно свободно купить в аптеке.
Цена упаковки лекарства не превышает десяти гривен. А вот последствия постоянного употребления часто трагические: депрессия, повреждения коры мозга, со временем - смерть.
Игорь Линский, заведующий отделением Института неврологии, психиатрии и наркологии: «В часности «Спазмолекс» содержит в себе наркотическое вещество – опийный наркотик дистропроксифен. Но суть проблемы гораздо шире, чем проблема, собственно, «Спазмолекса» или «Трамадола». Суть в том, что в аптеках отпускают препараты, которые формально не отнесены к наркотическим, не внесены в список наркотиков, но, по сути, содержат наркотические вещества».
Юрий Чуев, доцент кафедры наркологии: «Препарат, который обладает наркогенным адективным потенциалом и является ступенькой для того, чтобы в будущем этот пациент обратился к более тяжелым наркотическим веществам, как в жизни и происходит».
Огромное количество такого мусора можно увидеть на детских площадках и во дворах жилых домов. Ветер разносит использованное по всему району, - говорят дворники.
Александр убирает здесь пять раз в неделю. Говорит - каждый день собирает полное ведро упаковок от «Спазмолекса».
Александр, дворник: «То, что я вижу, упаковки от таблеток и также пузырьки, ну, очень много. Это большинство за домом. Ну, в таких нелюдных местах… просто жменями».
С ноября 2008-го в аптеках разрешено реализовывать только одну пластинку препарата за один визит.
По словам специалистов, многие аптеки отказываются от «Спазмолекса» - во избежание сомнительных покупателей. А с теми, кто продает этот препарат, регулярно проводят информационные семинары.
Виктория Бобырева, руководитель управления Харьковской облгосадминистрации: «Наши провизоры, которые стоят за так называемым первым столом, они же имеют глаза и они прекрасно знают свой контингент. И, как правило, в глаза знают почти каждого покупателя. Если покупатель в течение часа, двух, трех приходит несколько раз, то провизор не может это не заметить».
В одной из аптек столицы кассовый чек на «Спазмолекс» нам не дали. Комментировать что-либо отказываются.
Не на камеру провизоры рассказывают об опасной работе в украинских аптеках.
Провизор: «Они приходят и мне говорят: а что, у вас трамадола нет? Я говорю: молодые люди, это препарат запрещенный, его нельзя брать. Они говорят: что вы фуфло продаете, как нам уже этот «Спазмолекс» надоел. Они просто, чтобы снять все это, понимаете, потому что ужасная жизнь, ужасная, мне самой очень плохо! Кстати, он пришел с игрушечным пистолетом. Мне на глаз наставил, повалил. Тут творятся ужасные вещи. Это уже второй случай за две недели». Эксперты убеждены – решить проблему наркозависимости и аптек можно. Надо немедленно вводить рецептурную продажу всех таких препаратов.
Но некоторые специалисты к такому шагу относятся скептически. Мол, сложнее будет жить нормальным больным, тогда как наркоманы всегда найдут способ кайфануть.