Телеканал НТН
Сообщить новость

Новости канала

22 сентября 2009, 09:48 Прочее
Ночлег под мостом, ванная возле реки: в Украине уже 200 тысяч беспризорных детей
Ночлег под мостом, ванная возле реки: в Украине уже 200 тысяч беспризорных детей

Спят на картоне, моются в реке. Они осознанно лишили себя комфорта, только бы не возвращаться в свои семьи.

Приехал из Черкасской области заработать, а остался ни с чем. 16-летний Александр – очередная жертва большого города.

Александр, беспризорный: «Меня ограбили. У меня украли телефон. Я остался без ничего».

Приспособился быстро: ночлег под мостом, ванная возле реки. О еде и одежде беспокоиться не нужно - покушать и одеться можно в церкви или в благотворительных организациях. Иногда удается заработать.

Александр, беспризорный: «Могу заработать 2-3 гривны. Это весь заработок, а кушать хочется».

Свой ночлег парень показывать не хочет. Говорит, могут быть проблемы. Но в «нычке» – как ее называют беспризорники – никого. Никого, кто находится в сознании. Это на первый взгляд здесь много мусора – на самом деле это все постельные принадлежности.

Александр, беспризорный: «Картон. Там курточки, матрасы, если там находим. Накрываемся курточками. У меня с собою. Вместо подушки – вещи обычные».

Летом легче – спать можно под открытым небом. Когда дождь, все здешние бездомные прячутся в недостроенном бизнес-центре. Там и нужду справляют. Чтобы помыться – идут к реке.

Ирина Дуванская, заведующая приютом: «Дети рассказывают о своей жизни в двух словах, а в действительности – это жизнь не на одну, на две книжки».

Главное – читать и писать научиться, а потом и к мемуарам приступать. Виктория, например, два года школу прогуливала, а Андрей с 5-ти лет на улице. На электричке пол-Украины объездил, даже в России побывал.

Андрей, беспризорный: «Жизнь поменять хочется. На улице ничего уже не будет. 17 лет. Надо думать что-нибудь другое. – О чем думаешь? – В ПТУ хочется поступить – На кого? – На плиточника-штукатура».

К жизни в приюте для несовершеннолетних привык быстро. Парень проходит реабилитацию. Она длится не больше года. Но зачастую этого мало.

Ирина Дуванская, заведующая приютом: «Индивидуальная реабилитация должна длиться столько, сколько ребенок находился в кризисной ситуации».

Истории здешних детей похожие. Бегут не на улицу, бегут от проблем в семье.

Беспризорные: «Мама пила. - Пила мать. - Выпивала она».

Сколько таких, как они, в Украине – никто точно не знает. Чиновники говорят – 15 тысяч, эксперты – 200 тысяч. Чаще всего это дети из восточных регионов. Мигрируют в большие города - Харьков, Донецк, Луганск. Но больше всего – в Одессу и Киев. Впрочем – убеждают чиновники – количество беспризорных детей уменьшилось.

Николай Кулеба, руководитель службы по делам детей КМДА: «Если в 2006-2007 годах тысяча детей попадала в приют, то за 9 месяцев в этом году эта цифра составляет около 250-ти. Почти 70% - это дети из других регионов».

Это благодаря ежедневным патрулированиям в местах наибольшего скопления беспризорных. На вокзалах, больших станциях метро. Детей забирают и доставляют в приюты. Когда срок пребывания там истекает, отдают в семьи или в интернаты.

Ирина Дуванская, заведующая приютом: «Очень тяжело проследить за тем, что произойдет с этим ребенком, когда ее заберут. Очень часто дети попадают к нам в приют снова».

Ситуация улучшится, если государство займется созданием учреждений опеки семейного типа и будет проводить эффективную терапевтическую работу в проблемных семьях. //Дмитрий Ильчук, Александр Кругликов, Александр Мироненко, НТН