Недавно Марии исполнилось девяносто лет. Всю жизнь сама – ни детей, ни мужа. Доживать свой век она решила в селе под Киевом. Изредка наведывалась в столицу за пенсией, а заодно и в свою квартиру. На этот раз попасть в помещение не смогла – в дверях был новый замок.
Мария Скорняк, пострадавшая: «Мы пришли, нам так и не открыли дверь. Так я и не видела дома».
Бабушка обратилась к соседям. Те же очень удивились, так как новые жители квартиры уверили, что Марии уже нет в живых.
Тамара Линник, соседка: «Сказали, что умерла, нет. Как вдруг является мне Мария и говорит: откройте мне, я хочу знать, кто на мою дверь поставил новый замок. Меня перетрясло всю. Покойница стоит, и вообще».
Валентина, соседка: «Как это можно живого человека, вот сейчас она перед нами, сделать мертвой, вы мне скажите. И разве это не геноцид. Это такой геноцид, который ни в какой капиталистической стране мы не увидим».
Позже выяснилось, что бабушка мертва не только на словах, но и на бумаге. Какой-то Тарас Якимечко обратился в суд с тем, чтобы признать Марию Кушнир покойной. Он опознал тело женщины на снимке в милиции. Никаких других доказательств не предоставил, – утверждают родственники бабушки. Но судья выдал свидетельство о смерти.
Лариса Андрияка, родственница пострадавшей: «Этот человек просит объявить умершей Кушник Марию Александровну 1918 года рождения, так как он узнал по фотокарточке как труп неизвестной, выявленной в Киеве».
Ирина Боса, прокурор отдела прокуратуры г. Киева: «Гражданин Якимечко, воспользовавшись отсутствием Кушнир по месту ее постоянного проживания, сначала обратился с заявлением о признании ее умершей. После чего, получив такое решение, это заявление его было удовлетворено».
Со свидетельством суда мужчина обратился в государственную нотариальную контору. Там предоставил завещание на свое имя, якобы написанное Марией еще в 1996 году. Позже экспертиза установит: подпись старушки – подделка.
Ирина Боса, прокурор отдела прокуратуры г. Киева: «Обратился к органам Загса, получил свидетельство о смерти, после чего он обратился в нотариальную контору, где оформил свидетельство о праве на наследство».
Новый хозяин поспешил избавиться от недвижимости, ведь настоящая хозяйка могла «воскреснуть» в любой момент. Знал ли покупатель о темном прошлом квартиры – неизвестно. Тем не менее, вряд ли внимательно проверял документы. В 2005 году он приобрел квартиру всего за 8000 гривен.
Лариса Андрияка, родственница пострадавшей: «Я считаю так, когда человек попал в передрягу, то первым делом он бежит в суд и бежит в милицию. И пишет заявление, что меня обокрали, что у меня забрали деньги. Появилась какая-то бабушка, которая претендует на мою квартиру. Они пошли в милицию только через полтора года».
Квартиру законной хозяйке возвращают уже три года. Суд отменил собственное решение о признании бабушки умершей. Женщине выдали новый паспорт. Дальше дело не продвинулось. Мужчину, который незаконно присвоил имущество, разыскивает милиция. Тем не менее, это не мешает ему переписываться с бабушкой Марией и предлагать взять ее под свою опеку.
Лариса Андрияка, родственница пострадавшей: «Сейчас пришло письмо от человека, который в розыске. Он пишет: Уважаемая Мария Александровна, прошу у вас извинения за то, что не нашел возможности лично встретиться с вами после того как вы появились. И он просит у нее, что сейчас он хочет присматривать за ней как за родной матерью, и взять к себе на постоянное проживание».
Защитница господина Якимечко утверждает, что настоящие мошенники – это родственники бабушки. Адвокат уже подготовила документы, которые должны полностью оправдать ее подзащитного. Их она обнародует на следующем судебном заседании.
Эдита Опришко, адвокат обвиняемого: «Я как защитник, мне просто не терпится выложить те доказательства, которые у меня есть, которые свидетельствуют не против бабушки, конечно нет, а свидетельствуют против ее племянницы, или племянника жены как она себя там называет. Которые указывают на фальсификацию ряда документов и заинтересованных лиц, которые раздули из мухи слона».
Это дело адвокаты называют типичным. Потерять свое жилье сегодня, учитывая его стоимость, может почти каждый. А особенно тот, кто не имеет возможности защитить свои права.
Григорий Лопатин, адвокат: «Чаще всего подпадают под группу риска пенсионеры, малообеспеченные люди, ограниченно дееспособные люди, лица, злоупотребляющие алкогольными напитками. Это несовершеннолетние, а также дети-сироты, которые лишены возможности защищать свои права».
Чаще всего аферистами становятся сами опекуны. Имея доверенность от подопечных, они расширяют свои полномочия – до продажи имущества и пользования деньгами. Правозащитники дают советы.
Григорий Лопатин, адвокат: «В любом случае правоустанавливающие документы надо держать в том месте, которое для того пригодно, никому не показывать их, не хвалиться, что есть такое сокровище как квартира. Никому не предоставлять доверенности на право представлять свои интересы в разных органах власти».
Странным образом Марию Кушнир лишил квартиры не опекун, а мужчина, которого она даже не знает. Родственники убеждены – судебное разбирательство умышленно затягивают, и ждут, когда бабушка и в самом деле умрет.